Статьи
Методика

Вам «фишечки» или «ехать»? — и то, и другое

— Вам «фишечки» или «ехать»? — и то, и другое.

Запросы новичков на изучение сабмишенов и фэнси-техник — избитая тема для разговора в БЖЖ-среде. 

Это как бы даже часть нормы. А раз этот запрос — часть рутины тренера, значит хорошо бы научиться извлекать из него пользу, для всех участников процесса.

Приходит, скажем, ученик на своё второе занятие по джиу-джитсу и сразу просит тренера перемотать скучные позиционные перемещения и срочно показать как «сломать, или задушить». Или, другой пример: человек тренируется недавно, а лезет в какой-нибудь очень сложный гард и вызывает праведный гнев тренера, который «такому не учил». 

Иногда новичок начинает что-то объяснять, или возражать и этим расстраивать тренера. Или же он ничего не говорит, а просто делает скучающий вид на отработках, что по сути то же самое. Классический конфликт на основе недопонимания. 

Возможно, дело в том, что многие начинающие приходят в наш спорт через яркий, «продающий» контент в соцсетях. Они смотрят видосы и хайлайты, это обычно красивые фенси-техники, летающие сабмишены и удушки тремя лапелами. И так у людей формируется мнение, что это и есть настоящее джиу-джитсу. Когда же они пытаются применить знания из инстаграма в спарринге, с этим часто что-то идет не так. Кто-то забивает на контент и начинает больше слушать тренера (как это сделал я сам когда то), а кто-то расстраивается и начинает потихоньку выгорать. 

Тренер, с другой стороны, тут стоит перед базовым выбором: сдвинув брови, слать запросы новичков подальше, или идти навстречу и действительно давать больше сабмишенов и веселухи на тренировках. На какое то время, вторая опция может помочь сохранить нетерпеливых новичков в группе, а может быть даже и привлечь новых, что неплохо. Но изучение только сабмишенов не научит людей бороться и это совсем скоро становится ясно даже новичкам. Базовые перемещения — работа, которую им надо выполнять в большом объеме, чтобы свободно чувствовать себя в схватках и постепенно выходить на более серьезный уровень.

Да, существует ещё тактика «охоты за болевыми». Можно брать догму «position before submission» за основу своей стратегии, или нет, но любому, самому азартному сабмишен-хантеру не помешают знания и навыки в позиционной борьбе. Начать обучение с этого — хорошая идея.

И всё таки изучать перемещения новичкам скучно. Что с этим делать?

— Нуу, чешет затылок тренер, — вот вам армбар-треугольник из закрытого гарда. 

Ученики дриллят армбары с партнерами-на-расслабоне, а потом в схватке происходит классическое: новичок готовит сабмишен, опытный партнер ждёт этого момента, а потом резко налегает всем весом и проламывает сетап вместе с гардом. Слыхали? Знакомо?

Далее всё идет по стандартной программе: много давления сверху и страданий нижнего, а, быть может, и сабмишен от верхнего, из сильной позиции, как будто в назидание за отход от «великой догмы». Опять: стресс, боль, разочарование для новичка. 

Как тренер, я понимаю, что слишком большое количество стресса, в начале пути, может быть связано с риском ухода ученика из спорта. Поэтому, в первую очередь, я должен обучить его базовым позициям и этим сформировать у него ощущение безопасности в борьбе.

После этого уже можно думать про выбор направления, поиск лучшей стратегии и применение тех или иных цепочек приёмов, в зависимости от ситуации в схватке. 

Самое важное, в первые полгода-год занятий — дать возможность организму начинающего спортсмена привыкнуть к тренировочному стрессу. Постоянство посещений тренировок, на этом этапе, гораздо важнее личного прогресса.

Но пока скучная работа выполняется, надо уметь и развлечься.  

Поделюсь несколькими своими идеями, как сделать тренировки для новичков чуть веселее, без потери полезности:

  • Давать омоплату из закрытого гарда, вместо армбара и треугольника. 

Потому, что интуитивное давление партнера сверху часто помогает нам завершить этот приём. Неудача в выполнении приёма не всегда приводит к проходу нашего гарда. 

  • Давать пробовать сложные сетапы через простые механики. 

Если ученик пытается играть в ревёрс-де-ла-ворм, но не может дойти и до ворм-гарда, можно дать ему сингл-лег с лапелой из халфгарда и это даст ему опору и уверенность, в этом типе работы, в будущем.

  • Разбирать атаки спины. 

Они полезны всем, и опытным и новичкам, при этом для сабмишен хантера выгода очевидна — по статистике, самое большое количество схваток в профессиональном ММА и грепплинге заканчивается досрочно именно из этого положения.

  • Изучать сабмишены из сильных позиций, в отрыве от темы урока. 

Эта работа вынуждает ученика преследовать и удерживать каждую позицию, из которой он умеет финишировать соперника. Понимать её ценность и работать над улучшением контроля в ней. Теперь ученик не просто проходит гард и зарабатывает какие-то баллы, теперь у него есть цель — сильная позиция, в которой он точно знает, что делать, чтобы победить.

Made on
Tilda