Статьи

Стоячий гард

Все единоборства, пожалуй, кроме фехтования верхом и турниров по KIONEWAZA, начинаются в стойке... И немного об этом, а не отдельно об аспекте тейкдаунов, который принято в бжж называть "работой в стойке" эта статья.

И даже речь пойдет не о том, как выигрывать в стойке, а как себя комфортно чувствовать, даже если вы не знаете ни одного тейкдауна. Просто не ссаться от стояния на ногах.

Начну с описания "что такое стойка", выдернутого из (кажется, пока не запрещенной) Википедии:
"В боевых искусствах стойки-это распределение, ориентация ног и положения тела (особенно ног и туловища), принятые при атаке, защите, продвижении или отступлении. Во многих азиатских боевых искусствах наиболее широко используемой стойкой является неглубокое приседание стоя. Эта позиция обычно используется, поскольку это нейтральная и гибкая позиция, из которой могут быть запущены как атаки, так и защиты. Она предусматривает подачу силы при атаке и устойчивость при обороне.
Стойки сильно различаются по своему применению и форме..."

Стойка в единоборстве подчинена целям и задачам, особенностям стиля и правилам. Верно? Или это позиция для быстрого хлесткого удара ногой по голове как в тхэквондо, или же это стойка монаха Шаолиня, рассчитанная на вау-эффект для изумления европейского зрителя, или кривая "закоряка", именуемая стойкой в стиле Кадочникова, в любом случае, все подчинено целям, задачам и правилам. В общем - стойка должна быть функциональной для каждого конкретного вида и стиля единоборств. Боксерские, каратешные, ушуистские и прочие стойки из других боевых искусств не самые удачные для применения в бразильском джиу-джитсу. И это снова вопрос специфики.

Схватки в нашем любимом единоборстве, по каким бы вы правилам не выступали и как бы его не называли грэпплингом или джиу-джитсу, тоже начинаются со стойки. И тот факт, что в 70-80% случаев, атлеты стремятся упасть на @опу, не должен ограничивать практика от изучения аспекта правильного и рационального положения тела в стойке.

Давайте немного о функционале позиции на ногах в нашем виде спорта. Для чего и что она должна решать:
1. Обеспечить удобство безопасного перемещения и борьбы за захват.
2. Максимально защитить борца от атаки тейкдауном
3. Позволить самому выполнить перевод оппонента в партер с минимальными потерями, а лучше и вовсе без них. То есть должна быть универсальность и с точки зрения развития матча гардпуолом, и с точки зрения атаки сваливанием.
4. Правильная стойка должна минимизировать опасности для борца, если он прошляпил момент и попался на затягивание в гард, инициированное противником.

- Фигли там учить? Ведь в этой позиции мы находимся всего считанные секунды? - смог бы спросить юркий пурпур легковес. Но...
1. Посмотрите на схватки тяжей в белых-синих поясах (да и выше) - там по три минуты "медвежьего вальса" в стойке.
2. Да и не стоит недооценивать "считанных секунд" в поединке. Они могут или привести к победе, или их может не хватить для победы...
3. Не уделять внимание позиции на ногах в БЖЖ, так же глупо, как не уделять внимания правильному положению тела в гарде, а лишь учить способы атаки из него. Кстати...

Я бы назвал позицию в стойке для БЖЖ - СТОЯЧИЙ ГАРД. Именно так я и раскрываю позицию начала схватки своим студентам на тренировках. При этом, я не имею целью сделать из студентов дзюдоистов. Задача просто дать человеку понимание комфортного и рационального положения в стойке, без страхов, комплексов, неудобств и смущений. Независимо от его любви или нелюбви к работе на ногах.  И да, наблюдая за работой братьев Мендес и их учеников, за работой Кайо Тера и других топовых атлетов без ярко выраженной базы дзюдо, но не брезгующих тейкдаунами, я действительно условно определил для себя стойку как ГАРД. И нашел ряд общих сходных моментов между условно правильными позициями стоя и лежа.
  • как и в гарде, мы закрываем линию сгиба, то есть линию пояса,
  • как и в гарде, мы не можем показывать внешнюю сторону бедра сопернику* (*за исключением частных случаев в цепочке выполнения конкретных технических действий),
  • как и в гарде, мы должны быть защищены, собраны, и одновременно мобильны и в нужной степени расслаблены,
  • как и в гарде, мы не можем себе позволить разбрасывать ноги в разные стороны под неконтролируемыми углами, слишком широко или слишком узко.

Итак, вы начинаете схватку еще без контакта с вашим оппонентом. Попрыгать на дистанции как в боксе или в карате, нанести пару ударов в воздух, покрутить нунчаками, зловещим свистом рассекая пространство вам вряд ли дозволят правила. Так что расслабьтесь, но соберитесь.

Не становитесь слишком широко. Это не кино про карате, и вам не надо выгодно смотреться в кадре. Вам нужно устойчиво стоять и иметь возможность быстро перемещаться небольшими шагами по ковру. Удерживая тело в удобной компановке "неким комочком", как в гарде.

Вы стоите фронтально к оппоненту. Ваш таз, колени , грудь, плечи и ладони - "смотрят" в одну сторону - в сторону соперника. Вы не можете стоять к сопернику в пол оборота, как в фехтовании или, опять же, как в кино про Брюса Ли. Оба (!!!) ваших колена смотрят в сторону оппонента. И ни в коем случае не развернуты широко в разные стороны. (Расстояние между "передней" и задней" ногой может быть чуть увеличено только в случае, если это низкая стойка, с почти полным наклоном корпуса вперед над бедром впереди стоящей ноги.) Ваши ноги подсогнуты, таз опущен. Ощутите общее пружинистое положение ног. При этом они расслаблены! Вообще, излишнее напряжение без причин и без явного сопротивления вам не нужно. Это, как минимум, не рационально. А отсутствие рациональности - это уже не про джиу-джитсу.

Технические аспекты, правила и тактика поединка в БЖЖ не рекомендуют и не позволяют стоять прямо вертикально, как, например, в дзюдо или в строю почетного караула. В том прекрасном виде спорта нет опасности того, что соперник кинется вам под ноги, а в джиу-джитсу - есть такая вероятность.

Как и в гарде, стоит стремиться к защите линии пояса. То есть ваше тело согнуто в пояснице, угол между корпусом и бедром - острый. Да, да! Как в гарде! Чем острее угол между бедром и корпусом, тем безопаснее!

Но не стоит сильно подаваться вперед. Мысленно проведите осевую линию через профиль вашей позиции и убедитесь, что положение естественно устойчивое.
Грудь и плечи чуть подаются вперед, таз отведен назад и слегка опущен. Спина прямая, но не напряженная.

Плечи расслаблены (!!!), руки располагаются ВПЕРЕДИ перед грудью. Не под грудью, не у живота, не у подбородка. Ваши руки должны свободно двигаться впереди ( на переднем фланге) в борьбе за захват или в защите от атакующих захватов оппонента. Вытягивание рук вперед стоит осуществлять за счет контроллируемого разгибания в локтевом суставе. При этом, никто не отменял принципа "держи локти ближе к телу". Это не только защитит ваши конечности от вытягивания на рычаги еще со стойки, но и включит мышцы спины в общую мощь конструкции. А для того, чтобы мышцы спины эффективнее помогали рукам, держите локти вниз, а не в стороны. Все просто: в любом положении тела, на земле ли, в стойке ли, чем ближе локоть к вашим ребрам (корпусу), тем они "сильнее", за счет включения сильных и больших групп мышц спины.

Расслабьтесь, подвигайтесь. Не опускайте голову вниз. Сохраняйте прямую осанку и смотрите вперед в сторону противника. Не в пол, не в сторону, всегда вперед. Нет такого единоборства, где можно было бы безопасно отворачиваться от соперника на средней дистанции:)))

(Чета меня понесло... Думаю, углубление в технические и анатомические особенности положения тела без картинок будут излишни и забьют голову среднестатистическому борцу с ограниченной фантазией и способностью к визуализации. Сорян.)

Итак, помним и постоянно держим в голове тезис, что ваша стойка в бжж должна не просто помочь вам выполнить тейкдаун, как например в дзюдо, но и выполнить гард-пулл, если вы не намерены сражаться в стойке. Низкая стойка - наше все. Это позволит и вовремя отбросить ноги при атаке соперника, и вовремя "выбросить ноги вперед", при желании стремительного запуливания гарда. А его нужно пулить, не шибко поднимаясь вверх...

Теперь, так называемый "парный аспект".
В отличие от карате, кунг-фу и ряда других ударных единоборств, наша позиция на ногах не может быть выбрана по желанию, независимо от соперника и тд. Типа, он такой в позе "цапли", вы в позе "всадника", судья в позе богомола и тд... У нас парный контактный спорт. Когда объяснения в моих классах доходит до "парности и контакта", нередко я использую аналогии с парными танцами.

Так вот, в джиу-джитсу, как и в парных танцах, двое участников "сцепления" не могут существовать отдельно и двигаться отдельно как им заблагорассудится. Есть некая "созависимость". Наша стойка должна предполагать контакт. Сольное положение, которое мы обсудили выше, а вы, надеюсь, уже попробовали повторить перед зеркалом, должно быть одинаково комфортно как на дистанции от соперника, так и при контакте с ним.

И если продолжать аспект контакта и парности, ЗАПОМНИМ!! Как только мы взяли захват, мы вступили с соперником в созависимость, и больше не можем существовать отдельно, пока судьба или рефери не разлучит нас. И так же помним, что в этом контакте работает закон: ЛИБО ТЫ УПРАВЛЯЕШЬ, ЛИБО ТОБОЙ УПРАВЛЯЮТ. Либо ты ведешь, либо тебя танцуют... Ну вы поняли.

Так что имей ввиду, что не только твои захваты, не только натренированные пальцы и каменные предплечья обеспечивают "управление" оппонентом, но и все твое тело за счет правильной компоновки позиции!

Да. Это точно так же как в гарде. А предплечья, вообще лучше не перенапрягать. Или же к третьему раунду твои товарищи замучаются их разминать.

Но о захватах, как-нить в НЕКСТ раз. Сейчас сосредоточься на мысли, что твоя стойка - это твой СТОЯЧИЙ ГАРД. Подвижная живая, но устойчивая конструкция, которая с одинаковой эффективностью поможет тебе и атаковать и защищаться, сваливать или затягивать, по необходимости, желанию или согласно реакциям оппонента. Найди уверенное положение своего тела, и ты никогда не будешь бояться работать в стойке. Независимо от того, гард-пуллер ты, гардпассер, или поклонник красивых тейкдаунов в духе #яумамыдзюдоист.

Покрути эту мысль о принципиальном сходстве позиций, и, возможно, тебе станет что-то чуть более понятнее (но это не гарантировано).
Made on
Tilda