Давайте по порядку:
Что это за классы и для кого они?
В шахматах разбирают партии, а мы разбираем схватки.
В первую очередь, я запустил этот класс для того, чтобы развивать саморефлексию и аналитические способности в борьбе у своих учеников-компетиторов.
Я купил проектор, арендовал время в приятной локации и пригласил желающих принять участие в классе, за добровольный взнос.
Как проходит класс?
Мы садимся в кружок, я запускаю проектор, мы смотрим видео с моими комментариями. Иногда я перематываю ролик назад, замедляю, останавливаю.
Вместе с присутствующими мы пытаемся проанализировать поворотные моменты схватки и что к ним вело. Какие решения спортсменов были верными, а какие — ошибкой.
Иногда я предлагаю лучшее решение для какой-то ситуации. Идею демонстрирую прямо перед экраном.
Зачем это всё?
Обычно, когда мы начинаем изучать джиу-джитсу и попадаем в условия схватки в полную силу, вся борьба представляется нам каким то мельтешением, с паузами в неловких позициях. Чем раньше мы научимся понимать, где мы находимся и что происходит, в каждый момент времени — тем быстрее начнём побеждать.
Когда я был белым поясом и пытался смотреть выступления звёзд нашего спорта — я сам едва сдерживал сонливость. Заниматься БЖЖ мне нравилось, а вот смотреть матчи казалось ужасно скучным.
Всё изменилось, когда я начал бороться на соревнованиях и пересматривать свои матчи. Тут мотивация была естественная — найти и пофиксить ошибки. Но это привело меня к тому, что я начал смотреть и чужие матчи с большим интересом, чем раньше.
Я начал видеть мысль спортсмена. То, как именно он нащупывает решения той, или иной задачи.
Я задавал себе вопросы:
- Какие навыки у него круто развиты и удается ли ему их применить?
- Какие навыки развиты у его соперника и как их удается блокировать?
В дальнейшем, умение прикинуть план на схватку, исходя из моих знаний о сопернике, не раз помогало мне побеждать на соревнованиях, особенно в абсолютке. С заведомо более сильными соперниками нет опции «не подключать голову». Теперь я могу научить этому людей.
Все профессиональные тренеры изучают матчи своих подопечных и их конкурентов. Странно, что групповые разборы схваток в любительском джиу-джитсу до сих пор не очень распространены, ведь мы так много говорим о превосходстве интеллекта над силой.
И вот мы приходим на тренировку и делаем там сто отбросов — сто проходов, или дриллим торреадо до смерти. Потом смотрим одну технику и пытаемся её запомнить. Ну и как в таких условиях учиться позиционной борьбе, с её сотнями опций во все стороны?
Я не раз замечал, что запоминать техники в разгар тренировки чуть сложнее, чем на холодную голову и я решил, что одно теоретическое занятие в неделю поможет улучшить усвоение материала в группе.
Сейчас уже можно точно сказать, что класс состоялся. Я думал, что ходить на него будут, в основном, мои ученики, но нет — приходит пропорционально столько же гостей.
Это спортсмены и инструкторы других клубов, мои друзья и коллеги. Иногда мы разбираем какие то сложные скремблы и это интересно. Но, все же, главное моё открытие не в этом.
Понятно, что, к примеру, яркий пурпур-компетитор может найти возможность разобрать свою схватку с тренером. А вот у большинства белых и синих поясов возможностей для саморефлексии мало, но именно для них эти занятия оказались особенно полезны.
Дело в том, что просмотр разборов имеет накопительный эффект. Раз за разом анализируя тактику, ошибки и сильные ходы других людей, мы просто начинаем лучше понимать борьбу в целом.
У белых поясов формируется в голове основа их соревновательного плана, разрозненные детали паззла соединяются в голове и качество их борьбы растёт. Они начитают лучше понимать правила и получают видимые подтверждения БЖЖ-догмам.
Я планировал этот класс, чтобы помочь своим компетиторам, а оказалось, что для новичков он даже полезнее.
Удивительное и приятное открытие.