Автору искренне хочется верить, что ваши первые соревнования выпадают на этап белого пояса, и что вы не "засиделись в девках" до синего или пурпура, ожидая прихода преисполненности и космического вдохновения.
Так вот если ты "белый пояс" по факту или по образу мышления (независимо от цвета банта у тебя на поясе), то эта заметка, возможно, покажется полезной.
Для белого пояса, в большинстве случаев в принципе, пока не ведомо что такое гейм-план и зачем он нужен. Я слышал примеры "плана на схватку", которые звучали вот так:
- Да нафик. Выходишь и рубишься по полной чисто на инстинктах.
или:
- Я хочу сделать удушение со спины.
Это точно не "план на игру", и победить с ним возможно только в случае удачной комбинации звезд на небе при поддержке ретроградного Меркурия.
Многие тренеры не парятся объяснять своему "новенькому" что за штука "гейм-план". Мол, чувак, НИИ МОЗГИ, иди и пробуй делать то, что учили, и попробуй не фрустрировать от того, что соперник на компетишене сопротивляется сильнее, чем твои друзья на тренировочных роллингах.
Но если белому поясу что-то сложно понять, Это не значит, что и объяснять не стоит пытаться. Нужно упростить понимание, формулировку и задачу. И это будет верным подходом, в отличие от "подрастешь - поймешь". Тогда шансов "достучаться" до его сознания будет в разы больше.
Тренерам стоит помочь составить простейший гейм-план для своего студента, исходя из внимательных наблюдений за его тренировками, повадками, привычками, за тем что у него особенно получается, а что ни в звИзду, ни в Красную Армию.
Или же студенту самому следует собрать свой (простой и короткий) геймплан исходя из опыта тренировочных спаррингов и сопоставления того что получается, что не получается, на какую технику или позицию в его конкретном исполнении стоит расчитывать, а на какую нет.
Составьте простой гейм-план на три шага. ДА! Всего на три!
Типа : 1. Стремительно пулю закрытый гард, 2. Мариную верхнего сколько получится, свипую (хип-бампом или ножницами) сразу в маунт. 3 - лежу удерживаю, пока рефери нас не растащит. (4. Если что-то пошло не так - использовать остальные знания и навыки, полученные на тренировке)
Или так: 1. Мой любимый стремительный тейкдаун. 2. Мой любимый проход в колено не животе. 3. Маунт.
Когда белый пояс слышит такой "примитивный" пример, задача на схватку становится чуть понятнее. Попасть в маунт - ЗВУЧИТ проще некуда. И пусть это физически сложно реализуемо, но звучит вполне понятно. Цель сформирована и конкретна. А дальше - по обстоятельствам.
Так вот если ты "белый пояс" по факту или по образу мышления (независимо от цвета банта у тебя на поясе), то эта заметка, возможно, покажется полезной.
Для белого пояса, в большинстве случаев в принципе, пока не ведомо что такое гейм-план и зачем он нужен. Я слышал примеры "плана на схватку", которые звучали вот так:
- Да нафик. Выходишь и рубишься по полной чисто на инстинктах.
или:
- Я хочу сделать удушение со спины.
Это точно не "план на игру", и победить с ним возможно только в случае удачной комбинации звезд на небе при поддержке ретроградного Меркурия.
Многие тренеры не парятся объяснять своему "новенькому" что за штука "гейм-план". Мол, чувак, НИИ МОЗГИ, иди и пробуй делать то, что учили, и попробуй не фрустрировать от того, что соперник на компетишене сопротивляется сильнее, чем твои друзья на тренировочных роллингах.
Но если белому поясу что-то сложно понять, Это не значит, что и объяснять не стоит пытаться. Нужно упростить понимание, формулировку и задачу. И это будет верным подходом, в отличие от "подрастешь - поймешь". Тогда шансов "достучаться" до его сознания будет в разы больше.
Тренерам стоит помочь составить простейший гейм-план для своего студента, исходя из внимательных наблюдений за его тренировками, повадками, привычками, за тем что у него особенно получается, а что ни в звИзду, ни в Красную Армию.
Или же студенту самому следует собрать свой (простой и короткий) геймплан исходя из опыта тренировочных спаррингов и сопоставления того что получается, что не получается, на какую технику или позицию в его конкретном исполнении стоит расчитывать, а на какую нет.
Составьте простой гейм-план на три шага. ДА! Всего на три!
Типа : 1. Стремительно пулю закрытый гард, 2. Мариную верхнего сколько получится, свипую (хип-бампом или ножницами) сразу в маунт. 3 - лежу удерживаю, пока рефери нас не растащит. (4. Если что-то пошло не так - использовать остальные знания и навыки, полученные на тренировке)
Или так: 1. Мой любимый стремительный тейкдаун. 2. Мой любимый проход в колено не животе. 3. Маунт.
Когда белый пояс слышит такой "примитивный" пример, задача на схватку становится чуть понятнее. Попасть в маунт - ЗВУЧИТ проще некуда. И пусть это физически сложно реализуемо, но звучит вполне понятно. Цель сформирована и конкретна. А дальше - по обстоятельствам.
И сразу ясно на чем нужно сосредоточиться в подготовке к соревам - Пулл в ЗГ, свип из ЗГ в маунт. Работа первым номером. Не выучить по быстренькому половину джиу-джитсу, а четко сфокусироваться на парочке элементов и позиций, которые намерен использовать в своем геймплане. А все эти майндсесты, помощь инфо-психологов и операторов магии ТАРО можно пока не трогать.
Ясен красен, что "не все так просто" в реальности. Понятно, что есть нюансы и рисунок схватки может быть куда более сложным даже для каждого из этих трех описанных пунктов. Но вспомните, как ребенку базово описывают сложные явления или сложные вопросы: Схематично. Примитивным языком на простых примерах. Типа триагрегатное состояние вещества объясняется "просто" на примере воды и т.д.
Ученику чуть с большим опытом и с большим объемом флешки головного мозга, можно предложить создать и варианты плана на игру, если в начале первым оказался соперник (первым запулил, или первым бросил)... Но так, чтобы придти к той же "коронной" и понятной цели (позиции). И далее, согласно увеличению опыта, можно расширять сетку блоксхемы, добавляя план C, D, E, F и так далее.
К примеру, я своим ученикам сейчас предлагаю вот такую схему (см. картинку), чтобы они заполнили ее своим планом "на игру", исходя из личных умений, навыков и предпочтений. Зеленый кружочек - это команда рефери "ФАЙТ". Красный прямоугольник - конец матча "В нашу пользу". Задача студента - лаконично вписать свои сильные стороны, "коронки" и "рабочие позиции" в максимально короткий маршрутный лист. Так он поймет какого звена в цепи ему не хватает, или где звено слабое, и сразу сообразит над чем особенно стоит поработать в формате подготовки к соревнованиям.
Совсем не значит, что предложенная мной схема или подход в целом является единственно верным. Совсем не значит, что другие тренеры меня поддержат своим одобрением. Но я этого и не особо добиваюсь. Просто делюсь своими размышлениями с широкой публикой, потому как имею такую возможность:))
Но, все же, как-нибудь на досуге попробуйте сами для себя заполнить прикрепленную блок-схему. Может и ваше понимание гейм-плана станет чуть более ясным:)
Но ни в коем случае ваш план на схватку не должен звучать так: "- Я попробую запулить гард и поработаю снизу"... " Попробую" и "Поработаю" - это очень неконкретно. А чем неконкретнее сформулирована цель и задача, тем более МУТНЫМ получится результат.
Кстати, я планирую касаться этой темы на более конкретных примерах 4-го Января в рамках ЗИМНЕГО BJF CAMP 2024. Подробнее о КЭМПЕ можно прочесть здесь - https://vk.com/wall-118044301_182098
А зарегистрироваться на этот четырехдневный интенсив с четырьмя выдающимися инструкторами можно здесь - https://bjjfreaks.ru/camp
С наилучшими пожеланиями... OSS. И все такое...
Ясен красен, что "не все так просто" в реальности. Понятно, что есть нюансы и рисунок схватки может быть куда более сложным даже для каждого из этих трех описанных пунктов. Но вспомните, как ребенку базово описывают сложные явления или сложные вопросы: Схематично. Примитивным языком на простых примерах. Типа триагрегатное состояние вещества объясняется "просто" на примере воды и т.д.
Ученику чуть с большим опытом и с большим объемом флешки головного мозга, можно предложить создать и варианты плана на игру, если в начале первым оказался соперник (первым запулил, или первым бросил)... Но так, чтобы придти к той же "коронной" и понятной цели (позиции). И далее, согласно увеличению опыта, можно расширять сетку блоксхемы, добавляя план C, D, E, F и так далее.
К примеру, я своим ученикам сейчас предлагаю вот такую схему (см. картинку), чтобы они заполнили ее своим планом "на игру", исходя из личных умений, навыков и предпочтений. Зеленый кружочек - это команда рефери "ФАЙТ". Красный прямоугольник - конец матча "В нашу пользу". Задача студента - лаконично вписать свои сильные стороны, "коронки" и "рабочие позиции" в максимально короткий маршрутный лист. Так он поймет какого звена в цепи ему не хватает, или где звено слабое, и сразу сообразит над чем особенно стоит поработать в формате подготовки к соревнованиям.
Совсем не значит, что предложенная мной схема или подход в целом является единственно верным. Совсем не значит, что другие тренеры меня поддержат своим одобрением. Но я этого и не особо добиваюсь. Просто делюсь своими размышлениями с широкой публикой, потому как имею такую возможность:))
Но, все же, как-нибудь на досуге попробуйте сами для себя заполнить прикрепленную блок-схему. Может и ваше понимание гейм-плана станет чуть более ясным:)
Но ни в коем случае ваш план на схватку не должен звучать так: "- Я попробую запулить гард и поработаю снизу"... " Попробую" и "Поработаю" - это очень неконкретно. А чем неконкретнее сформулирована цель и задача, тем более МУТНЫМ получится результат.
Кстати, я планирую касаться этой темы на более конкретных примерах 4-го Января в рамках ЗИМНЕГО BJF CAMP 2024. Подробнее о КЭМПЕ можно прочесть здесь - https://vk.com/wall-118044301_182098
А зарегистрироваться на этот четырехдневный интенсив с четырьмя выдающимися инструкторами можно здесь - https://bjjfreaks.ru/camp
С наилучшими пожеланиями... OSS. И все такое...