Статьи

Человеку нужен человек. Спортсмену нужен тренер

В заметке слово «тренер» будет повторяться слишком часто. Неприлично часто, с точки зрения русского языка и литературы. И это не от безграмотности автора, а от того, что автор не видит стопроцентных синонимов, которые бы в полной мере отображали всю суть. Инструктор, наставник и тд - все это близкие по смыслу понятия, но не тождественные определению ТРЕНЕР. Так вот…

Мы человеки - очень социальные животные. И как бы мы не понтовались своей самодостаточностью и исключительностью - мы живем в обществе, взаимодействуем (хочется нам того или нет) с обществом и его законами, (бесит, но...) зависим от общества...

Мысль чуть не занесло, а написать то хотелось о важности тренера в жизни спортсмена.

Так вот, спортсмену - нужен тренер. Это аксиома, даже если вам хочется ее оспорить, и даже если вы думаете, что можете ее оспорить примерами из жизни.

Порой распространенная (поверхностная) оценка роли тренера примитивна и проста, и с ней справится любой "инструктор". Это подавать команды на 51-е отжимание, когда вам кажется, что вы выдохлись еще на 40-ом, заставлять делать что-то, что бы вам не очень хотелось и т.д. Такой человек со свистком (жандарм в спорт зале) нужен большинству современных людей. Такими мы выросли ленивыми увальнями современности, что если нас палкой не подгонять, не пугать дЭдлайнами, то мы будем сидеть на попе ровно и обещать себе, что "потом обязательно сделаем..." За таким "жандармом" часто люди идут в фитнес секции и работают с тренером. Не смотря на то, что турники и брусья в каждом дворе в бесплатном доступе, а гантели есть почти в каждой семье под кроватью.

Но эта оценка слишком поверхностна и не отображает сути.

Тренер - это не просто человек, который три дня в неделю вас строит, показывает техники и включает таймер.

Это куда большая и значимая единица в вашем спортивном развитии.

Если копаться, то «приёмчики» можно подсмотреть и на «ютьюбчике», таймер можно ставить самому, даже самостоятельно собрать вокруг себя команду единомышленников - вполне себе реальность.

Спрашивается, нафига тогда тренер? Какова его роль и какие к нему требования?

Как бы это не звучало банально, нужен человек, который будет вас регулярно направлять «на путь истинный». По ходу вашего развития вас может заносить в ту или иную сторону, иногда даже выбрасывать на обочину, а задача тренера - постоянно контролировать ваше движение и на любом этапе выруливать ваш прогресс на максимально оптимальный, быстрый (и результативный) маршрут. По сути, это такая Алиса из Яндекс навигатора, которая при любом туПнике водителя, вынуждена оперативно перестраивать маршрут для быстрейшего достижения цели. При этом не может психануть, опустить руки и послать тупого водилу на три веселых буквы.

«Маршрут построен», «маршрут перестроен», «найден более короткий путь» и т. Д. И в отличие от «Алисы», у тренера есть душа, тело, нервы и персональный подход.

Собственно, определили одну из ролей. Тренер - «наш компас земной».

Теперь к практике. Что там про показывание техники? Знаете, как мне кажется, это самый малозначительный пункт в общефилософском смысле роли тренера-наставника. Не спешите спорить. Несомненно, демонстрация техник входит в обязанности тренера. Как и умение объяснить как та или иная Техника работает и по какой причине может не работать. Здесь же и умение предложить альтернативу движений и методов на тот или иной случай (в частном или групповом порядке). Но бОльшей и куда важнейшей задачкой для тренера является структурирование набора технических действий в блоки, моделирование и выстраивание системного уравнения, где учитываются сами приемы, время, сроки и особенности каждого участника группы.

Составление, а потом и решение, кстати!

Здесь можно объединить роль методиста и менеджера. И получаем, что тренер - человек, создающий теоретическую основу процесса и воплощающий ее на практике без возможности полного делегирования.

Кстати, всю эту структуру тренер выстраиваете не только на основе того, что сам умеет или сам показывает. Ученику никто не запрещает в частном порядке расширять свой кругозор, подсматривая где-то у кого-то какие-то техники, финты, уловки, детали, секреты. Тренер не может, да и не обязан знать все техники бразильского Джиу-Джитсу и все возможные варианты какого-то отдельно взятого приема. Но это не только усложняет его работу, но и делает ее более творческой. Помимо того, что нужно структурно и в плановом порядке грамотно передать цепочку «своих» технических действий и тактик, тренеру необходимо предполагать что могут изучать его ученики «факультативно», и методически сводить к единым принципам всЁ разобранное в классе, и всЁ, что взято (или пытается быть взятым) в арсенал из сторонних источников. ⃣Социальная составляющая. Хороший тренер - отшельник - экземпляр редкий и встречается только в кино.

Чаще всего в горах, джунглях и забытых Богом населенных пунктах. По факту же, тренер, отрешенный от реальности - нерабочая единица. Чаще всего позиция "затворничества" больше плодит для потенциальных мошенников. Современный тренер - человек, который шарит в бжж тусовке. Он вынужден и должен общаться в соответствующих кругах, иметь в них свой авторитет, своё место в этом обществе, быть в курсе трендов, событий и тд. В конце концов, тренер готовит спортсмена не для того, чтобы он блистал в «домашнем додзё», а для того, чтобы мог достойно представлять себя и команду за пределами зала. В ОБЩЕСТВЕ! Опять же - «мы живем в обществе», как бы мы этому не противились, и какого бы уникума одиночку из себя не строили. ⃣Тренер - ваш собеседник. Старший товарищ. Человек мудрый. Человек, которому вы доверяете (его знаниям, его авторитету, навыкам анализа структурировании и тд). И степень доверия должна быть 100 процентная. Сократилась степень доверия - пиши пропало. Нельзя научиться чему-то у человека, которому вы не доверяете. ⃣Тренер, это тот человек, чья работа (рабочий день) не ограничивается временем тренировки. Мозг этого сверхчеловека всегда в состоянии «Вкл». Во всяком случае, в аспекте Джиу-Джитсу и ситуации (настроений) в его команде. Ему, по сути, можно задать вопрос в любой момент. В любое время посоветоваться, обсудить планы, техники, просмотренные матчи топовых спортсменов, программу и планы развития Команды и тд. Так что использовать время на общение с тренером До и После тренировки- "сам Бог велел". Ну и вне тренировок тоже полезно поболтать со своим наставником. ⃣

Тренер - не командир. Он управляет, но не командует. Не стоит из себя «барина», которому нужно кланяться при встрече, чей портрет нужно вешать на стене в зале...Тренеру не нужно лобзать руку или подол при встрече... Это такой же человек как и вы, просто с другим уровнем ответственности и супер-способностей в вопросах систематизации и моделирования программы обучения.

Понятно, что со временем, с уровнем развития ученика, роль тренера как инструктора, показывающего технички, изменяется, уменьшается, а иногда и вовсе сходит на нет. И это не только потому, что ученики на этапе коричневых-черных поясов ищут свой путь и строят свой СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ. Это, кстати, не плохо и не противоречит общей "системе образования в бжж".

Хуже, когда студент на этапе пурпурного-коричневого пояса, подобно подростку, поддавшись ощущению внутреннего "бунтарства", считает, что он уже Самодостаточен и самостоятелен. Ну это чисто подростковые проявления в стиле "САМИ С УСАМИ". Через это проходят все. Но умные, возвращаются к необходимости тренера. Который становится МЕНЬШЕ инструктором, НО БОЛЬШЕ - СТАРШИМ МУДРЫМ ДРУГОМ.

В общем, закончу тем, с чего начал - ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК. Спортсмену нужен тренер.
Начинающим
Made on
Tilda