Статьи

Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели

В бразильском джиу-джитсу используется система цветных поясов, как и в восточных единоборствах. Но в восточных единоборствах каждый цвет что-то означает и как-то красиво трактуется. Есть ли красивая каноническая трактовка каждого цвета пояса в бжж?

Существует несколько версий откуда сложилась традиция "цветных поясов" в практике восточных единоборств. Кто-то утверждает, что разного цвета пояс в древнем Китае соответствовал статусу (роду, племени, принадлежности к клану и тд) человека, его повязавшего. Кто-то уверен, что истинные корни в японской традиции обозначать статус персоны цветными шапочками или цветом кимоно. (Это совсем не то, что мы сейчас понимаем под термином Gi).

В карате, как и положено, каждый цвет пояса красиво аргументирован. В каждой школе(стиле) трактовка смысла цвета оби (пояса) могла немного отличаться, но суть менялась не значительно. Как один из примеров:
  • Белый цвет символизирует чистоту и незнание.
  • Оранжевый - рождение.
  • Голубой - цвет неба при восходе солнца.
  • Желтый - цвет солнца, цвет света, цвет богатства. Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки растут.
  • Зеленый - это цвет роста, цвет травы и лесов. Навыки зеленых поясов начинают расцветать и приносить первые плоды.
  • Коричневый - это цвет земли, цвет опоры. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной, чье сознание плодородно и чей дух крепок.
  • Черный - это смешение всех цветов. Черный — это цвет ночи. Он показывает, что первый «день», который начался с желтого оби, закончен, и новый день (а с ним и новый цикл жизни каратеки) наступает.

В некоторых школах Кунг-фу, к примеру, новичок начинает с черного, а мастер награждается белым. Типа: "Учение - свет, а не учение - тьма". И боец постепенно из тьмы неведения доходит до просветления.

В дзюдо считается, что "Дзигоро Кано создал свою палитру поясов, чтобы мотивировать учеников. В 1883 году он разделил учеников на две группы – аттестованные на степень («юданся» - «тот, у кого есть дан») и не аттестованные («муданся» - «тот, у кого нет дана»). Кстати, черные пояса не являлись символом обладания степенью (даном) вплоть до 1886 года. И сами пояса были не такими, какие носят сегодня. Поскольку тогда Кано еще не изобрел специальной формы для занятий, ученики тренировались в традиционной японской одежде – кимоно, подпоясываясь широкими белыми поясами. В 1906 году Кано представил новую форму для дзюдо, и пояса, которые были только белыми и черными. Постепенно для различия ступеней (кю) стали использоваться цветные пояса. Обычно в Японии белые пояса носят все обладатели ступеней (кю) и некоторые школы используют коричневые пояса для обозначения более высоких ступеней. Синие, желтые, оранжевые, зеленые, фиолетовые пояса использовались для обозначения промежуточных ступеней на Западе (Европа там всякая и пр)

Но, что интересно, Дзигоро Кано, создавший свою систему цвета поясов не оставил никаких документальных подтверждений, почему он использовал тот или иной цвет. Он верил, что если кто-то достиг бы уровня выше 10 дана, то превзошел такое понятие как «цвет пояса» и следовательно возвращался бы к белому цвету, завершая таким образом полный круг дзюдо, как круг жизни (под конец жизни Дзигоро Кано так и поступил, надев белый пояс, подчеркнув тем самым глубину и безграничность секретов созданного им же боевого искусства)."

Есть еще одна красивая аргументация, согласно которой изначально ученик брал белый пояс, "чтобы штаны не соскакивали", а куртка не распахивалась. исключительно из практических соображений. Спустя какое-то время, пояс пропитывался потом занимающегося и приобретал желтый окрас. Зеленым он становился после тренировок openair (окрашивался о траву). После многочисленных спаррингов пояс становился бурым (коричневым) от того, что пропитывался кровью. И далее, по пути возни в среди всевозможных природных красителей, пояс продолжал пачкаться, темнеть и становился черным. Но и на этом все не заканчивалось! Многочисленные трения в борьбе приводили к тому, что пояс мастера стирался и становился все более светлым, обнажая внутреннюю структуру. Это означало, что занимающийся прошел полный круг и достигал конечного этапа просвещения. Но исходя из этой "теории природных красителей" логично предположить, что и GI дзюдоки, так же изменяло бы свой цвет. И тогда профессор Дзигоро Кано закончил бы свою жизнь в черном GI с белым поясом....

Что же касается трактовки поясов в БЖЖ - информации в сети мы не нашли. Есть два мнения: 1. Взяв за основу технику дзюдо, Грэйси заимствовали и систему поясов. При этом, особенно не вдумываясь в значение и смысл каждого цвета. 2. Идеология цвета пояса так же была взята из традиций дзюдо с похожей Восточной агрументацией философии. Но если так, то как определить сейчас значение всего разнообразия цветовой гаммы поясов в джиу-джитсу (учитывая детские и все многообразие традиций различных школ и клубов)? Если у кого есть такая инфа - сообщите нам. А если нет - давайте сами придумаем. И , тем самым, придадим еще большую философскую платформу нашему любимому единоборству.

Ведь, деление на пояса существует. И есть приблизительно описанная структура ранжирования. Первый пояс, который взрослые получают после белого, - синий. Это время, когда практик овладевает базовыми действиями и начинает их комбинировать в своей игре. Фиолетовый пояс - середина пути, когда у ученика вырисовывается уже его собственный стиль и "специализация". Коричневый пояс - время глубоких знаний и глубокой практики. Пояс молодого хищника. Обладатели пурпурных и коричневых поясов считались достаточно зрелыми для того, чтобы вести тренировки для более низких поясов. Ну и высшая ступень - метка профессора - черный пояс. Объект мечтаний и стремлений.
Лайфстайл
Made on
Tilda