Ни для кого не секрет, что у нас в стране достаточно сильно развито детское джиу джитсу (даже не владея конкретными цифрами, на типичных соревнованиях становится ощутимо просторнее, когда заканчивается так называемая «детская часть»). Удивительно, что до настоящего времени, вероятно, 100% юных спортсменов воспитываются в частных спортшколах и секциях. Учитывая то, что наше единоборство в целом хорошо адаптируется в занятия общей физической подготовкой (по лицу не бьем, мелочь не отбираем, топим за уважение и т.д.), сейчас буквально единицы энтузиастов проталкиваются через бюрократические дебри, чтобы дать возможность каждому ребенку хотя бы прикоснуться к искусству мягкой борьбы.
Размышляя на эту тему, на просторах Интернета я обнаружила одно свеженькое (2022 г.), не сильно масштабное, но достаточно кропотливое и интересное исследование, посвященное арабскому опыту внедрения системы BJJ в образовательный процесс, чем и спешу с вами поделиться (полный текст статьи, любезно предоставленный автором Rodrigo Batalha Silva (Бразилия), прилагаю.
PS Да, я просто написала ему в почту просьбу поделиться статьей и он мне ее прислал через несколько часов. Такое у нас доброе научное сообщество).
Внедрение BJJ в образовательные школы в ОАЭ началось в уже далеком прекрасном 2008 году в виде программы «School Jiu-Jitsu Programme» (Abu Dhabi Department of Education and Knowledge [ADEK]), направленной на снижение уровня детских поведенческих расстройств, проявления девиантного поведения и исправления тенденций к ведению нездорового образа жизни. Таким образом, в настоящий момент джиу джитсу внедрено в образовательные программы 160 школ из 827 государственных образовательных учреждений и, по подсчетам аналитиков, занятия по джиу джитсу имеют возможность посещать порядка 120 000 учеников.
Таким образом, автор попытался выявить, имеется ли положительное влияние занятий джиу джитсу на общее психологическое состояние и поведение детей. Он ставит следующие вопросы:
Как проводилось исследование:
В рамках исследования были выбраны мальчики 5-6 классов школы Абу-Даби, случайным образом разделенные на группы, ранее не занимавшиеся джиу джитсу.
Занятия в группах проводились по 45 минут 2 раза в неделю в течение 12 недель, при этом в одной группе уроки по джиу джитсу были реализованы в виде привычных нам тренировок (разминка, дрилл-сессия, демонстрация и отработка техник, тренировочные спарринги). Важно отметить, что во время занятий BJJ студентам постоянно напоминали о важности соблюдения «кодекса» поведения в BJJ (термин автора) (уважение, дисциплина, решительность, целеустремленность и спортивное мастерство). В контрольной группе занятия проводили в рамках привычной спортивной подготовки в спортивных/тренажерных залах; учеников также обучали игре в футбол и баскетбол.
Анализ влияния занятий BJJ на поведение учеников проводили с помощью Опросника сильных сторон и трудностей (SDQ) - распространенного инструмента анализа эмоционального и общего психологического состояния. Опросник заполнялся учителями на основании их набл/дений, так как более раннее исследования показали лучшую достоверность выдаваемых учителями результатов по сравнению, например, с родителями.
Результаты далее статистически обрабатывались и результаты представлены в виде изменения уровня показателей эмоциональных и поведенческих показателей
Стоит отметить, что несмотря на небольшую выборку (110 учеников), из которых в итоге оценивались 81 человек, исследование достаточно качественное, т.к. рассматривает группу студентов одного пола (о проведении экспериментов в смешанных группах указывается в планах на будущее), личности групп участников скрыты (опрашиваемые учителя не знакомы с преподавателями по BJJ и не имеют представления, кто из учеников посещает ту или иную группу, а так же не знают, как будут обрабатываться результаты эксперимента). Учитывались также особенности размера выборки и другие факторы, которые могли бы исказить результаты исследования.
Результаты:
Общая оценка учителей (то есть ответ на прямой вопрос - улучшилось ли поведение учеников до и после эксперимента) не показала разительных различий «до - после» для обеих групп, однако те, кто высказал мнение об улучшении поведения, отдавали предпочтение участникам экспериментальной группы по BJJ.
Размышляя на эту тему, на просторах Интернета я обнаружила одно свеженькое (2022 г.), не сильно масштабное, но достаточно кропотливое и интересное исследование, посвященное арабскому опыту внедрения системы BJJ в образовательный процесс, чем и спешу с вами поделиться (полный текст статьи, любезно предоставленный автором Rodrigo Batalha Silva (Бразилия), прилагаю.
PS Да, я просто написала ему в почту просьбу поделиться статьей и он мне ее прислал через несколько часов. Такое у нас доброе научное сообщество).
Внедрение BJJ в образовательные школы в ОАЭ началось в уже далеком прекрасном 2008 году в виде программы «School Jiu-Jitsu Programme» (Abu Dhabi Department of Education and Knowledge [ADEK]), направленной на снижение уровня детских поведенческих расстройств, проявления девиантного поведения и исправления тенденций к ведению нездорового образа жизни. Таким образом, в настоящий момент джиу джитсу внедрено в образовательные программы 160 школ из 827 государственных образовательных учреждений и, по подсчетам аналитиков, занятия по джиу джитсу имеют возможность посещать порядка 120 000 учеников.
Таким образом, автор попытался выявить, имеется ли положительное влияние занятий джиу джитсу на общее психологическое состояние и поведение детей. Он ставит следующие вопросы:
- влияет ли практика джиу-джитсу на психическое здоровье школьников из Абу-Даби?
- изменяет ли практика джиу-джитсу поведение учеников из Абу-Даби в классе?
- оказывают ли занятия джиу-джитсу по сравнению с традиционными уроками физкультуры разное влияние на психическое здоровье и поведение в классе студентов из Абу-Даби?
Как проводилось исследование:
В рамках исследования были выбраны мальчики 5-6 классов школы Абу-Даби, случайным образом разделенные на группы, ранее не занимавшиеся джиу джитсу.
Занятия в группах проводились по 45 минут 2 раза в неделю в течение 12 недель, при этом в одной группе уроки по джиу джитсу были реализованы в виде привычных нам тренировок (разминка, дрилл-сессия, демонстрация и отработка техник, тренировочные спарринги). Важно отметить, что во время занятий BJJ студентам постоянно напоминали о важности соблюдения «кодекса» поведения в BJJ (термин автора) (уважение, дисциплина, решительность, целеустремленность и спортивное мастерство). В контрольной группе занятия проводили в рамках привычной спортивной подготовки в спортивных/тренажерных залах; учеников также обучали игре в футбол и баскетбол.
Анализ влияния занятий BJJ на поведение учеников проводили с помощью Опросника сильных сторон и трудностей (SDQ) - распространенного инструмента анализа эмоционального и общего психологического состояния. Опросник заполнялся учителями на основании их набл/дений, так как более раннее исследования показали лучшую достоверность выдаваемых учителями результатов по сравнению, например, с родителями.
Результаты далее статистически обрабатывались и результаты представлены в виде изменения уровня показателей эмоциональных и поведенческих показателей
Стоит отметить, что несмотря на небольшую выборку (110 учеников), из которых в итоге оценивались 81 человек, исследование достаточно качественное, т.к. рассматривает группу студентов одного пола (о проведении экспериментов в смешанных группах указывается в планах на будущее), личности групп участников скрыты (опрашиваемые учителя не знакомы с преподавателями по BJJ и не имеют представления, кто из учеников посещает ту или иную группу, а так же не знают, как будут обрабатываться результаты эксперимента). Учитывались также особенности размера выборки и другие факторы, которые могли бы исказить результаты исследования.
Результаты:
Общая оценка учителей (то есть ответ на прямой вопрос - улучшилось ли поведение учеников до и после эксперимента) не показала разительных различий «до - после» для обеих групп, однако те, кто высказал мнение об улучшении поведения, отдавали предпочтение участникам экспериментальной группы по BJJ.
А вот анализ результатов теста SDQ стал более показательным.
Результаты опросника показали положительную динамику от занятий как BJJ, так и физкультурой. При из цифр видно, что занятия BJJ несколько лучше способствуют снижению проблем поведения и гиперактивности по сравнению с обычными уроками физкультуры. Улучшение же эмоциональных показателей и прочих психологических характеристик в контрольной группе, возможно, достигнуто в том числе за счет снижения беспокойства в коллективных играх.
Наиболее интересными параметрами исследования стали интернализирующие (расстройства внутреннего характера - страхи, беспокойство или подавленность) и экстернализирующие проблемы (эмоциональные расстройствах по отношению к другим людям, выражающиеся в нетерпимости, агрессии и проч.). Здесь занятия джиу джитсу показали разительный скачок в сторону улучшения по сравнению с традиционной физкультурой. Автор связывает эти эффекты с разными факторами:
развитие у детей необходимости приятия решений
развитие дисциплинированности и самоконтроля как необходимость поддерживать правила «кодекса» джиу джитсу
необходимость постановки и достижения небольших определенных целей способствует развитию концентрации внимания и усилий
Как итог, автор отмечает, что регулярные спортивные занятия в обеих группах дали положительный эффект на состояние и самочувствие учеников. Однако в группе по BJJ достигнуты более значимые эффекты поведенческого и психологического характера.
А теперь мое мнение:
Если полученный автором эффект умножить на 120 000 человек, то картина для ОАЭ складывается вполне вдохновляющая. На мой взгляд, наиболее важным эффектом здесь является возможность научить детей принимать самостоятельные решения в рамках заявленных правил - и именно это могло бы формировать большой задел для развития характера, ведь дети проводят в школе значительную часть времени и мало кто поспорит, что навыки социальных взаимодействий формируются там. Поэтому хочется всеми силами поддержать наших энтузиастов, внедряющих BJJ в школы и пожелать, чтобы неравнодушных к этой теме людей становилось больше. Oss!
Наиболее интересными параметрами исследования стали интернализирующие (расстройства внутреннего характера - страхи, беспокойство или подавленность) и экстернализирующие проблемы (эмоциональные расстройствах по отношению к другим людям, выражающиеся в нетерпимости, агрессии и проч.). Здесь занятия джиу джитсу показали разительный скачок в сторону улучшения по сравнению с традиционной физкультурой. Автор связывает эти эффекты с разными факторами:
развитие у детей необходимости приятия решений
развитие дисциплинированности и самоконтроля как необходимость поддерживать правила «кодекса» джиу джитсу
необходимость постановки и достижения небольших определенных целей способствует развитию концентрации внимания и усилий
Как итог, автор отмечает, что регулярные спортивные занятия в обеих группах дали положительный эффект на состояние и самочувствие учеников. Однако в группе по BJJ достигнуты более значимые эффекты поведенческого и психологического характера.
А теперь мое мнение:
Если полученный автором эффект умножить на 120 000 человек, то картина для ОАЭ складывается вполне вдохновляющая. На мой взгляд, наиболее важным эффектом здесь является возможность научить детей принимать самостоятельные решения в рамках заявленных правил - и именно это могло бы формировать большой задел для развития характера, ведь дети проводят в школе значительную часть времени и мало кто поспорит, что навыки социальных взаимодействий формируются там. Поэтому хочется всеми силами поддержать наших энтузиастов, внедряющих BJJ в школы и пожелать, чтобы неравнодушных к этой теме людей становилось больше. Oss!